Документы, регламентирующие инклюзивное образование
Адаптированные основные общеобразовательные программы НОО, ООО и ДОО
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Формы организации инклюзивного образования в гимназии:
- 41 инклюзивный класс (обучаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития). Реализуются образовательные программы начального общего, основного общего образования, где создаются специальные условия для пребывания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
- обучение с использованием модели «Ресурсный класс» (в гимназии 2 Ресурсных класса). Обучаются дети с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями с тьюторским сопровождением.
- обучение на дому. Работа по индивидуальным учебным планам, утвержденному расписанию, с частичным посещением внеурочных мероприятий в гимназии.
- кружок «Ритмика и танец» для обучающихся с РАС.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения
В гимназии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сопровождают:
- педагог-психолог – 4 специалиста.
- учитель-логопед – 5 специалистов.
- учитель-дефектолог – 3 специалиста.
- тифлопедагог – 1 специалист.
- сурдопедагог – 1 специалист.
- социальный педагог – 2 специалиста.
- тьютор -12 специалистов.
- ассистент (помощник) – 2 специалиста.
Основными формами психолого-педагогического сопровождения являются:
профилактика - планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия, игры; разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек; ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы;
диагностика - определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении, выявление «групп риска» в обучении;
консультирование - специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (законным представителям) и обучающимся консультации по вопросам: обучения и адаптации, развития мотивации детей к обучению, решения психологических проблем, взаимоотношений в коллективе, построения индивидуальных программ обучения.
развивающая и коррекционная работа направлена на раскрытие потенциала обучающихся, на своевременное исправление «отклонений».
психологическое просвещение и экспертиза - деятельность направлена на учителей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также: знакомстве с особенностями развития обучающихся. В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.
Служба психолого-педагогического сопровождения
Комплексный характер модели сопровождения предусматривает обеспечение специальных условий, т.е. выдвижение комплекса специальных задач, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Разработанная модель универсальна и может быть использована для сопровождения обучающихся разных категорий.
Цель: создание условий для максимальной компенсации нарушений, имеющихся у обучающихся с ОВЗ, становление личности. Основные задачи: создание системы условий, обеспечивающих реализацию адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, развитие психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах инклюзивного обучения, обеспечение преемственности в сопровождении обучающихся с ОВЗ на разных уровнях образования.
Принципы сопровождения: дифференциации, индивидуализация процесса сопровождения, мультидисциплинарности, партнерства с ребенком и его семьей, непрерывности сопровождения, преемственности уровней образования.
Материально-технические условия: архитектурная доступность объекта для детей с ОВЗ, организация пространственно-развивающей среды.
Кадровые условия: обучение, повышение квалификации педагогов в области инклюзивного образования, наличие специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Организационно-педагогические условия: локальные акты, учебные планы, расписание, обучение по АООП, наличие ППк.
Психолого-педагогические условия: психологический комфорт в гимназии и классе, толерантное отношение к детям с ОВЗ, реализация ИОМ ребенка с ОВЗ.
Этапы сопровождения: диагностический, поисковый, консультативно-проектировочный, деятельностный, рефлексивный.
Направления сопровождения: сопровождение педагогов – информационно-просветительская и работа по формированию и развитию психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах инклюзивного обучения детей с ОВЗ, методическое сопровождение педагогов (консультирование по составлению рабочих программ, системы оценки достижений);
- сопровождение обучающихся с ОВЗ – систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ и динамики его психологического развития в процессе обучения (диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития, рубежный контроль при переходе на следующую ступень обучения), коррекция нарушений и профилактика возможных отклонений в развитии (реализация ИОМ, выполнение рекомендаций ТПМПК, сопровождение в рамках подготовки к ГИА), восстановление продуктивных связей между детьми и окружающей средой (привлечение к занятиям в рамках дополнительного образования внеурочной деятельности, помощь в решении проблем социализации, построении конструктивных отношений со сверстниками и родителями, профилактика девиантного поведения), укрепление психофизического здоровья (здоровьесберегающие технологии);
- сопровождение родителей - консультирование по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию ребенка в гимназии, профилактическая работа с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми, разработка рекомендаций родителям для успешного воспитания детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития.
Работа школьного консилиума, построенная на четко организованной системной основе, является площадкой для решения организационных, диагностических и консультативных вопросов в рамках сопровождения и организации коррекционно-развивающей работы.
Спектр направлений деятельности: от диагностики развития обучающихся, определения образовательных потребностей, построения индивидуальной образовательной траектории, сопровождения инклюзивного образования, до работы по подготовке к ГИА.
Главное требование к работе консилиума – эффективность, достижение которой возможно путем обеспечения скоординированной и слаженной работы, четкой регламентации в пределах функционала каждого специалиста и в течение каждого рабочего дня, взаимозаменяемости специалистов, ответственности, коллективного механизма принятия решений, обеспечения прозрачности и информативности с соблюдением принципа конфиденциальности, мобильности и мобилизованности каждого специалиста, создания и поддержания корпоративной культуры.
Состав психолого-педагогического консилиума МОУ «Майская гимназия»
1. Шукшина Л.С. , заместитель директора, председатель консилиума;
2. Соловьева Л.В., заместитель директора, заместитель председателя консилиума;
3. Захарова С.В., методист, член консилиума;
4. Моршнева Л.Ю., педагог-психолог, член консилиума;
5. Серебряная М.В. , педагог-психолог, член консилиума;
6. Лосева Е.В., педагог-психолог, член консилиума;
7. Любушина Т.А., педагог-психолог, член консилиума;
8. Шруб М.В., учитель-логопед, член консилиума;
9. Волкова М.А., учитель-логопед, член консилиума;
10. Гахова Д.В., учитель-дефектолог, член консилиума;
11. Галкина М.А., учитель-дефектолог (тифлопедагог), секретарь консилиума;
12. Лифенко Л.Б., учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог), член консилиума;
13. Кырза Н.Б., социальный педагог, член консилиума;
14. Асташкина А.Б., социальный педагог, член консилиума.
С целью развития инклюзивного образования в гимназии установлено взаимодействие с другими организациями в сетевой форме.
Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций:
- муниципальное общеобразовательное учреждение «Веселолопаньская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» (реализация дополнительных общеобразовательных программ предметных областей «Технология»);
- автономное учреждение культуры «Централизованная клубная система Белгородского района» (реализация образовательной программы НОО, ООО по предмету «Физическая культура»);
- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина» (реализация дополнительной общеразвивающей программы «Школа юного предпринимательства», проекта «Создание академического класса агробиотехнологической направленности на базе МОУ «Майская гимназия»);
- Белгородское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» ( оказание услуг по сурдопереводу –перевод устной речи на язык жестов и наоборот);
- МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области» ( реализация плана совместной работы по выявлению потребностей, интересов, склонностей детей, создание условий для воспитания, развития и обучения выпускников д/с в целях их успешной адаптации к обучению в школе);
- МОУ «Тавровская средняя общеобразовательная школа «Формула Успеха» ( реализация основных образовательных программ);
- федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национально исследовательский университет» (реализация научно-образовательных им культурно-просветительских программ);
- Майская поселенческая библиотека-филиал №33 «Центральная библиотека Белгородского района Белгородской области» (реализация плана экспериментальной работы «Формирование личности школьника в социокультурном пространстве»);
- муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств п. Майский» (реализация общеобразовательных программ в области хореографического, музыкального, изобразительного искусства);
- ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» (реализация профориентационной программы «Колледж для каждого»);
- ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг» (реализация профориентационной программы для обучающихся 8-11 классов с УО (ИН);
- областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный комплекс «Алгоритм Успеха» Белгородского района Белгородской области» (реализация мероприятий в рамках стратегии «Доброжелательная школа»);
- Управление образования администрации Белгородского района Белгородской области (отдел диагностики, консультирования и КРР МКУ «РЦ Управления образования» администрации Белгородского района»;
- ОГБУЗ «Белгородская ЦРБ»;
- ОКУ «Белгородский центр занятости населения».
За последние три года в гимназии были организованы следующие мероприятия, направленные на формирование инклюзивной культуры (инклюзивных ценностей):
- Региональный этап Всероссийского конкурса экологических рисунков (призер)
- Областной конкурс «ТЕХНОоткрытие» для детей с ОВЗ (1 победитель)
-Муниципальный этап VIII областного Фестиваля детского художественного творчества «Шаг к успеху» для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (1победитель и 9 призеров)
- Призер регионального этапа X Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»/«Лучшая инклюзивная школа»
- Региональная площадка в рамках проведения Всероссийской недели распространения информации об аутизме (Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди)
- Региональный этап V Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья» номинация «Лучший конспект тематического занятия» (лауреаты).
- Районный конкурс «Радость творчества» для детей с ограниченными возможностями здоровья (победители и призеры).
- Муниципальный этап регионального фестиваля детского художественного творчества «Новогодний серпантин» для детей-инвалидов и детей с ОВЗ (победители и призеры).
- Международный фестиваль детей и молодежи с ОВЗ (в том числе инвалидностью) «ЯРКИЙ МИР» (Благодарственное письмо)
- Всероссийская олимпиада по гражданско-патриотическому воспитанию в «Я армией своей горжусь» (3 место).
- Районная благотворительная акция «Доброе сердце разделит боль».
- Муниципальный этап XXII областной выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья» (призер).
- III региональный конкурс детского творчества для детей с РАС «Радость открытия» (победитель).
- Районный творческий конкурс для детей с ОВЗ, инвалидностью «Осень – удивительная сказка» (победители и призеры).
- Муниципальный этап VIII Международного конкурса детского рисунка «Дружная планета» (призер).
- Муниципальный этап VII областного Фестиваля детского художественного творчества «Шаг к успеху» для детей-инвалидов и детей с ОВЗ (победители и презеры).
- Муниципальный этап ХХ областного конкурса художественного слова «Мой край - родная Белгородчина» (призер).
- Всероссийская олимпиада по гражданско-патриотическому воспитанию «Наша Родина – Россия» (призер).
- Районный конкурс творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья до 18 лет «Я – Автор» (участники).
- Муниципальный смотр-конкурс «Кабинетов педагогов-психологов образовательных организаций Белгородского района» (II место в номинации «Лучший кабинет начинающего педагога-психолога общеобразовательной организации»).
- Региональный этап конкурса "Педагог-психолог 2022" (Победитель в номинации «Лучший старт»).
- Районный конкурс лучших психолого-педагогических программ в образовательной среде (Победители в номинации «Программы психолого-педагогической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся»).
- Муниципальный конкурс педагогов-психологов образовательных организаций «Методическая копилка-2022» (II место в номинации «Конспект занятия с элементами тренинга»).
- Инклюзивный фестиваль «Люди как люди» «Универсальны дизайн» (участник).
- Акция «Зажги синим».
- Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда».
- Региональный проект «Познаю мир своими руками». Проектно-исследовательская деятельность «Создание тактильного алфавита для слепых обучающихся» (призер).
Информация от наших специалистов
РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (документ)
РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (документ)
РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (документ)
РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (документ)
РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (документ)
РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (документ)
БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ (документ)
ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ СО СЛЕПЫМИ ДЕТЬМИ (документ)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ ПРИ ОСОВЕНИИ АООП В ФОРМАТЕ ВЫНУЖДЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (документ)